Советы психолога

Десять «НЕ» для замещающих родителей

sovety-roditelyam

1) Не ждите, что ребенок сразу сможет привязаться и полюбить вас. Наберитесь терпения.
2) Не читайте Б. Спока и М. Монтессори. Это не ваш случай. Советуйтесь со специалистами.
3) Не останавливайте ребенка, когда он вспоминает о своем тяжелом прошлом. Дайте ему выговориться.
4) Не говорите плохо о родителях ребенка. Это непосредственно влияет на его отношение к себе и к вам.
5) Не будьте излишне демократичны. Ребенок нуждается в твердом, уверенном взрослом.
6) Не ругайте ребенка за неправильные действия. Расскажите о правильных.
7) Не ждите от ребенка самостоятельности. Он к ней не привык.
8) Не сваливайте все на плохую генетику. Многие поведенческие проблемы не связаны с наследственностью.
9) Не ждите благодарности. Дети ничего вам не должны.
10) Не делайте из ребенка своего приемника. Развивайте его таланты и способности.

Первый день ребенка в семье.

К приему ребенка следует подготовиться — и вам и всем членам семьи. Вы должны быть готовы к тем трудностям, с которыми вам придется столкнуться и помнить, что дети – вам не ничем не обязаны.

Вам предстоит продумать правила и запреты, которые должны стать для ребенка безусловными, научиться говорить твердое «нет!», подготовить удобное отдельное спальной место и личное пространство, где бы он мог остаться один, оценить свой дом с точки зрения «безопасности» и, конечно, поинтересуйтесь, какую пищу ребенок привык кушать в детском доме, так как не все дети легко перестраиваются к домашней пище.
В первый день ребенка в семье вам не стоит приглашать друзей и родственников, не стоит планировать поездки и шумные игры. Дайте ребенку освоиться в новой обстановке, привыкнуть.

Перевозбуждение.

Жизнь в детском доме размеренна и предсказуема. Дни редко отличаются друг от друга. Новые звуки, запахи, впечатления могут стать серьезной перегрузкой. Поэтому правильным будет узнать у воспитателей распорядок  жизни ребенка  в учреждении и регулировать время принятия пищи, сна и отдыха.

Эффект «рога изобилия».

Если представить, каково это — из стен детского дома,  попасть в атмосферу жизни семьи, где у каждого есть свои вещи, и можно брать из холодильника еду в любое время. Если вы в первый день, как гостеприимный хозяин, дадите вашему гостю понять, что можно делать и брать все, что хочется в любое время, то он это будет делать всегда.

Все дети испытывают границы вседозволенности, это их сущность. Говоря «нет»,  вы,  возможно, будете себя не очень уютно чувствовать, но такова «профессия» родителя!

Личная гигиена.

Многие дети, имеющие негативный прошлый опыт, не любят мыться и поддерживать чистоту своего тела, поэтому за этим процессом необходимо следить, также как и за процедурой смены одежды.

Как обращаться друг к другу.

Спросите у ребенка, есть ли у него уменьшительно – ласкательное имя, которое ему нравиться. Как он хочет, чтобы его называли, и как – не хочет. Чтобы не создавать ребенку затруднений вопросом,  как же он должен называть вас и других членов семьи, сами предложите ему варианты.

Ребенок плохо себя ведет.

Ребенок громко разговаривает, перебивая взрослых, кричит, бросает игрушки, падает на пол. Скорее всего, он хочет привлечь ваше внимание, или просто вы отказываетесь выполнять его требования (всевозможные «купи», «хочу» и пр.). В таком случае, его нужно оставить без публики. Выйдите из комнаты, объявив «тайм — аут». За невыполнение правил и нарушение запретов следует применять наказания, но не забывайте поощрять ребенка за хорошее, желательное поведение.

И наказание, и поощрение должны быть значимы для ребенка. Лучше всего, если ребенок сам «изберет» для себя санкции.

sovety-roditelyam-2

Психолого-педагогические рекомендации для родителей по взаимодействию с ребенком в замещающей семье.

                              Прием ребенка в семью и рекомендации к успешной адаптации:

  • Наблюдайте за тем, как протекает первая встреча с потенциальным ребёнком – идет ли ребенок на контакт – то вероятность положительной дальнейшей адаптации более высокая.
  • В тот момент, когда вы пришли домой – пройдитесь с ребенком по всей квартире (дому) покажите и расскажите обо всем. После чего покажите ему его место (личное пространство) комната /кровать.
  • Расскажите ребенку об основных правилах поведения дома. Во сколько завтрак, обед, ужин. Как и какие традиции существуют в семье.
  • В первые недели очень четко организуйте выполнение поставленных правил всей семьей.
  • Учитывайте правила управления поведением ребенка:
    • Предоставляйте ребенку чёткие, доступные правила.
    • Показывайте ребенку пример правильного поведения.
    • Проявляйте внимание к ребенку.
    • Хвалите и поддерживайте ребенка.
    • Будьте последовательным в своих требованиях.
    • Опирайтесь на предотвращение проблем
    • Разъяснение последствий ребёнку от его действий.

Общие рекомендации по взаимодействию с ребенком:

  • Учитесь наблюдать за тем, на что способен ребенок, как он проявляет себя в той или иной ситуации, и как он себя ведет. Наблюдение поможет вам оценить, как идет развитие ребенка, вовремя заметить те или иные сбои, проблемы в его поведении.
  • Если ребенок ведет себя примерно – задайте себе вопросы: а что заставляет его вести себя так? Это горе, страх, зло, смущение или радость, уверенность, чувства общности? Какова, по-вашему, причина его чувств?
  • Старайтесь различать личность ребенка и его поведение. Оценивать можно только поведение, поступок, действие. Личность же всегда неприкосновенна.
  • Устанавливайте понятные детям правила поведения. Всем детям нужна дисциплина. Она помогает детям оставаться в разумных границах и поднимает самооценку, помогая ребенку соответствовать ожиданиям окружающих.
  • Контроль над поведением может помочь в построении доверительных отношений между вами и приемным ребенком, особенно, если средства контроля используются для поддержки, а не для наказания.
  • Наказание обычно используется, чтобы притупить негодование взрослых, но оно не учит ребенка новому, полезному поведению, способному заменить собой нежелательное.
  • Реакция на отрицательные проявления в поведении должна быть нейтральной или без эмоциональной. Постарайтесь исключить мимику на лице, избегайте контактов глазами, оставайтесь молчаливыми. Дети иногда совершают плохие поступки с единственной целью — добиться внимания взрослого любой ценой. Поэтому в подобной ситуации дайте ему почувствовать отсутствие вашего внимания, которым он так дорожит, и пусть он убедится, что лучший способ заслужить доверие — хорошо себя вести.
  • Совершенно неприемлемо оставлять ребенка одного или игнорировать — он может подумать, что его отвергают. Самое важное в этой ситуации – донести для ребенка, что вы понимаете и принимаете его негативные чувства, но не одобряете плохого поведения. Это не значит, что ребенка «хвалят» за неприемлемые поступки, но совершенно точно, что, чем меньше ребенок заслуживает любви, тем больше он в ней нуждается.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, он неповторим. Не стремитесь сделать его лучше, чем он есть. Ваши идеалы могут быть ему не по силам. Хуже всего из самого плохого в воспитании — это предсказывать ребенку, что из него ничего не выйдет, или, что у него плохой характер, не такой, как у другого знакомого вам ребенка.
  • Уделяйте постоянное внимание ребенку. Общаясь с ним, старайтесь находиться с ним на одном уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас снизу вверх. Разговаривая с ребенком, чаще приседайте перед ним, чтобы общение происходило «глаза в глаза».
  • Держитесь ближе к ребенку, старайтесь не повышать голос. Внимательно выслушивайте ребенка, при этом смотрите на него, глазами и мимикой реагируйте на его слова.
  • Умейте помогать, поддержать в нужную минуту. Если ребенок начинает новое дело, надо стараться создавать благоприятные условия для достижения успеха и предвидеть возможные сложности.
  • В процессе деятельности подбадривайте ребенка и подкрепляйте его действия похвалой, чтобы он достиг цели. Важно сразу провести ребенка.
  • Продумывайте, как будете действовать в случае неуспеха: утешать, или предлагать попробовать еще раз; отложить на некоторое время неудавшееся, а затем при благоприятной ситуации, вернуться к нему.
  • Старайтесь чаще ставить ребенка в ситуацию выбора и принятия собственного решения. В ситуации выбора можно добиться, чтобы ребенок сделал то, чего не хотел делать сначала. Но не предлагайте выбора там, где его нет. Если нужно идти гулять не спрашивайте: «Ты пойдешь гулять или останешься дома?» Спросите лучше: «Где мы с тобой будем гулять — на пруду или в парке?».
  • Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить. Всякий раз держите данное вами слово. Скажите ребенку, что вы сделаете все возможное, чтобы его выполнить, но не обещайте ничего в категорической форме. Если же по какой-то причине обещание не было выполнено, объяснитесь с ребенком, чтобы он понял, что взрослые тоже могут ошибаться.
  • Усильте познавательный интерес. Вовлекайте ребенка в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

Общение с ребенком:

  • Очень важно в общении с ребенком обращать внимание на малейшие достижения, успехи, хорошие слова, поступки, чтобы он поверил в доброе к нему отношение взрослых. Как можно чаще выражайте одобрение желаемому поведению ребенка. Это необходимо для самоутверждения и укрепления веры в себя.
  • Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми. Все взрослые и каждый ребенок неповторимая личность. У каждого — свой темп и планка развития. Сравнивать разных детей нельзя, можно сравнивать только с самим собой « сегодня я сделал лучше или хуже, чем вчера»
  • Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
  • Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное!
  • Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушивайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция на происходящее может быть неверной.
  • Не копите недовольство на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывает у вас ребенок, обсудите их с супругами.
  • Если вы чувствуете, что не правы, — признайтесь в этом. Не бойтесь потерять авторитет, так как хуже то, что ребенок перенимает ваш стиль поведения, даже если не прав, отстаивает свое мнение.
  • Чаще давайте почувствовать ребенку, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения тоже имеют авторитет. Так как некоторые конфликты возникают тогда, когда ребенок хочет утвердить свою самостоятельность.
  • Постарайтесь не говорить много. Говорите спокойно и твердо. Не включайтесь в бесконечный спор. Если же спора, особенно эмоционального, не удается избежать, можно выйти из комнаты, показав тем самым, что разговор окончен.

Взаимодействие в проблемном поведении

 Если ребенок употребляет непристойные слова:

 Когда ребенок первый раз употребляет какое-то слово – то он всего лишь осваивает его знание. Для него это слово – «заклинание» — которое вызывает реакцию у родителей. Для детей слова не являются непристойными до тех пор, пока вы не скажете им об этом. Будьте готовы услышать «красочные» слова от ваших детей в возрасте четырёх лет. Дети подхватывают слова везде и опробуют их. Продолжают они или нет использовать их, зависит от того, как часто они слышат их, и от эффекта, который эти слова производят на аудиторию.

  • Поэтому разумно не проявлять излишней реакции, внимания. Эта стадия пройдёт. Вот как нужно реагировать при беседе.
  • Уменьшите возможность для ребёнка услышать подобные слова.
  • Следите за речью друзей вашего ребёнка, а также внимательно контролируйте телевизионные программы, которые смотрит ваш ребёнок.
  • Объясните вашему ребёнку: «Некоторые слова неприятны для слуха. Имеется так много прекрасных слов, которые люди желают слышать».Объясните, что некоторые слова неуместны для использования в определённых ситуациях. «Если тебе захочется в туалет в общественном месте, подойди и шепни маме на ухо. Или попросись в ванную комнату».
  • Предоставьте альтернативные варианты.Если ваш ребёнок рефлексивно использует непристойности в момент гнева, практикуйте альтернативные реакции: «Я ударил палец – Ой!» Слова уменьшают напряжение, поэтому моделируйте альтернативы.
  • Игнорируйте. Дети узнают, какие слова имеют шокирующий эффект, и чем больше реагирует аудитория, тем более вероятен «вызов на бис». После того, как вы удостоверитесь в том, что ваш ребёнок понимает правила поведения дома, и что некоторые слова нельзя произносить в обществе, игнорируйте случайные оговорки. Больше хвалите ребёнка при использовании им альтернативных вариантов.

Для детей более старшего возраста установите стандарт в языке, которым необходимо пользоваться дома, и придерживаетесь его. Если ваш семилетний ребёнок приходит с непристойными словами на устах, вам следует сеть рядом с ним и объяснить, почему это оскорбительно.

Если ваш ребенок лжет:

Первое что следует – разделять ложь и фантазию. Ложь – это говорить не правду с целью получить собственную выгоду. Фантазия же нормальный процесс развития ребенка. Мы можем помочь им говорить правду, спокойно и последовательно реагируя, когда мы знаем, что они говорят неправду. Постоянная ложь строиться на основе маленькой лжи, которая в прошлом дала ребенку возможность: свети до минимума смущение, или избежать наказания, или привлечь внимание, или что-то еще.

  • Принятие желаемого за действительное, увидев у своего друга нечто, ребёнок может заявить « у меня тоже есть такое». Когда вы реагируете на принятие желаемого за действительное, сосредоточьте внимание на чувствах ребёнка, нежели на фактах. «Ты тоже хочешь это иметь? Это будет здорово?» Позволяя ребёнку иметь в воображении то, что он не может иметь на самом деле, придумывание историй уменьшается.
  • Часто преднамеренное отрицание дошкольником чего-либо – признак того, что ребёнок имеет низкую самооценку. Он создаёт себе имя, рассказывая воображаемые истории, и защищает своё слабое чувство собственного «Я», отрицая преступление. Если поведение привычное, он нуждается в помощи воспитателей. Оставайтесь спокойными. Сильная брань или наказание часто приводят к ещё большей лжи.
  • Избегайте заставлять ребёнка прибегать ко лжи (даже, если вы знаете, что он виноват), требуя: «Это ты сделал?» Его инстинктивный ответ будет «Нет». Злые взрослые и жестокие последствия могут просто напугать ребёнка и побудить его продолжать лгать.
  • Никогда не стыдите ребёнка или не подразумевайте, что он лжец. «Ты лжешь, и ты знаешь это». Это усиливает у ребёнка чувство того, что он лжёт. Чем больше он верит в это, тем больше он будет лгать. Просто заявите ребёнку о своём наблюдении: «Писать на стенах нельзя».
  • Помогите ребёнку освободиться от роли лжеца. Укажите ему на его честные заявления и храбрые действия: «Вася, я спросила, где новый свисток Пети, и ты сказал, что он был в твоём кармане. Благодарю тебя за помощь в том, что ты сказал правду». Если ребёнок возвращается ко лжи, напомните ему о том, что вы считаете, что ложь не типична для него. «В чем дело, Вася? Я удивлена. Обычно ты ведёшь себя хорошо, говоря нам правду».
  • Покажите ребёнку разницу между его поведением и им самим. Маленькие дети часто полагают, что хорошие люди делают добро, а плохие люди – зло, поэтому отрицание преступления это способ справиться с проблемой желания стать хорошим человеком.
  • Удовлетворите потребность ребёнка во внимании, признавая соответствующее поведение. Дайте ребёнку возможность исправиться (путём наведения порядка, принесения извинений за нанесённые обиды, предлагая поделиться чем-либо, возвращения предмета). Это учит его, как вести себя лучше и усиливает в нём мысль, что он действительно хороший человек.

sovety roditelam

 

Советы родителям.     Как общаться с ребенком

«Восемьдесят жизненноважных дел…»

Такой добрый и радостный список. И отлично подходит для «завладевания» детьми.

          Не забудьте сделать для ребенка и вместе с ребенком

  1. Пускайте солнечные зайчики.
  2. Наблюдайте, как прорастают семена.
  3. Вместе скатитесь с высокой ледяной горы.
  4. Принесите с мороза и поставьте в воду ветку.
  5. Вырезайте челюсти из апельсиновых корок.
  6. Смотрите на звезды.
  7. Заштриховывайте монетки и листья, спрятанные под бумагой.
  8. Трясите карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким.
  9. Дырявьте льдинки под струей воды.
  10. Приготовьте жженый сахар в ложке.
  11. Вырезайте гирлянды бумажных человечков.
  12. Показывайте театр теней.
  13. Пускайте блинчики на воде.
  14. Рисуйте мультфильм на полях тетради.
  15. Устройте жилище в коробке от холодильника.
  16. Плетите венки.
  17. Делайте извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.
  18. Показывайте фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.
  19. Пишите под копирку.
  20. Сделайте брызгалки из бутылок и устройте сражение.
  21. Слушайте пение птиц.
  22. Пускайте щепки по течению, ройте  каналы и делайте  запруды.
  23. Постройте шалаш.
  24. Трясите ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устройте листопад (снегопад, дождик).
  25. Наблюдайте восход и закат.
  26. Любуйтесь лунной дорожкой.
  27. Смотрите на облака и придумывайте, на что они похожи.
  28. Сделайте флюгер и ловушку для ветра.
  29. Светите в темноте фонариком.
  30. Делайте осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.
  31. Сходите на рыбалку.
  32. Оставляйте отпечатки тела на снегу.
  33. Кормите птиц.
  34. Делайте секретики.
  35. Стройте дом из мебели.
  36. Сидите у костра. Жарьте хлеб на прутике.
  37. Запускайте воздушного змея.
  38. Крутите ребенка за руки.
  39. Постройте замок из песка. Закапывайтесь в песок. Сделайте глубокий колодец, чтобы достать до воды.
  40. Сидите в темноте, при свечах.
  41. Делайте чертиков из намыленных волос.
  42. Дуйте в пустую бутылку.
  43. Повторяйте одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.
  44. Издавайте победный крик «каманчей».
  45. Удивляйтесь своей гигантской тени и играйте  с тенями в догонялки.
  46. Прыгните в центр лужи.
  47. Делайте записи молоком.
  48. Устройте бурю в стакане воды.
  49. Закопайте сокровище в тарелке с кашей.
  50. Объясняйтесь знаками.
  51. Сделайте носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.
  52. Дуйте на пушинку.
  53. Оставьте травинку в муравейнике и потом попробуйте муравьиную кислоту.
  54. Скушайте заячью капусту, сосите смолу, слизывайте березовый сок и кленовый сироп, жуйте травинки.
  55. Выдавливайте формочками печенье.
  56. Нанизывайте ягоды на травинку.
  57. Играйте в циклопов.
  58. Пойте хором.
  59. Почините любимую игрушку.
  60. Пускайте мыльные пузыри.
  61. Наряжайте елку.
  62. Свистите через стручок акации.
  63. Смастерите кукольный домик.
  64. Залезьте на дерево.
  65. Играйте в привидений.
  66. Придумывайте маскарадные костюмы и наряжайтесь.
  67. Говорите о мечтах.
  68. Стучите в самодельный барабан.
  69. Выпустите в небо воздушный шар.
  70. Организуйте детский праздник.
  71. Смотрите на мир через цветные стеклышки.
  72. Рисуйте на запотевшем стекле.
  73. Прыгайте в кучи осенней листвы.
  74. Начинайте обед с десерта.
  75. Наденьте на ребенка свою одежду.
  76. Идите босиком по траве после дождя, чтобы там была ямка с водой и трава шевелилась, как водоросли.
  77. Вечером лежите в сугробе под фонарем и смотрите , как падает снег.
  78. Кричите — кто громче, дольше…
  79. Считайте лучики у снежинки…
  80. Загадайте желание на падающую звезду.

 

pamyatka roditelam

Памятка родителям от ребенка

Дорогие родители!

  1. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  2. Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить: это ослабляет мою веру в вас.
  3. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  4. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  5. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  6. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  7. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки — смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
  8. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  9. Не защищайте меня от последствий моих собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  10. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
  11. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
  12. Не беспокойтесь, что вместе мы проводим слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
  13. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  14. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
  15. Но самое главное! Я вас так сильно люблю! Пожалуйста, ответьте мне тем же…

 

konec sovety

Психолого-педагогические рекомендации педагогам,

патронатным воспитателям по работе с детским воровством.

Почему у ребенка возникает желание воровать?

· ребенок не умеет, открыто сказать, что хочет иметь или заранее знает, что взрослые откажут в приобретении вещи; · застенчивость и страх как результат предшествующих отказов; · месть конкретному человеку или всем сразу; · желание сделать, кому-то приятное или заслужить хорошее отношение к себе; · за компанию; · отсутствие воли и самостоятельности; · отрицательный пример взрослых; · несогласованность воспитательных воздействий; · вседозволенность; · тотальный контроль

ВАЖНО:

1. Не провоцировать ребенка, если существует такая проблема, не оставлять рядом с чужой вещью одного;

2. Не наказывать физически;

3. Спокойно рассказывать, что будет, если возьмет чужую вещь;

4. Устранить чувство одиночества и заброшенности, компенсировать недостаток любви и внимания;

5. Понять осознанно ребенок ворует или невинно, при невинном воровстве довести до сознания, насколько это плохо;

5. Установить запрет на воровство, объяснить, что это не разрешается ни детям, ни взрослым;

7. Не разбирать поступок ребенка в присутствии взрослых, детей, лучше поговорить «с глаз на глаз».

Что нужно знать педагогам, чтобы предупредить воровство у ребенка, и как себя вести, если он уже украл.

1.Давайте ребёнку карманные деньги, интересуйтесь его материальными потребностями.

2.Держите деньги и ценности в недоступных местах.

3.Если у вас что-то пропало, фокусируйте внимание на возмещении пропажи, а не на поимке «преступника». Можете сократить сумму карманных денег ребёнка или не купить задуманную обновку.

4.Дайте ребёнку шанс возместить украденное и сохранить достоинство. Скажите без осуждения: «Я не хочу вникать, кто взял эту вещь, просто это должно быть возвращено. Надеюсь, через час пропажа найдётся».

5.Когда вы уверены, что ваш ребёнок что-то украл, не допрашивайте: «Это ты украл? Как ты мог!»

Скажите просто: «Я знаю, это взял ты. Со мной такое было однажды в детстве. Мне было потом так стыдно и плохо! С тобой тоже сейчас так?»

Продолжайте задавать вопросы о чувствах и отношении к происходящему без осуждения в голосе. Часто дети не знают и не задумываются о чувствах других людей, поддавшись порыву.

6. Убедите ребёнка вернуть украденное хозяину. Вместо наказания и осуждения выразите понимание, что будет стыдно и тяжело, но этот шаг очень важно сделать.

Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве?

Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе. Некоторые взрослые в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности. Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, пусть он знает, что взрослые, заботящиеся о нем, в беде не бросят. Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением».

Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.

Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить… Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните — это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку. Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место.

Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу».

Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению.

Психолог Ле Шан советует: обнаружив у ребенка чужую игрушку, которую он стащил у приятеля, но утверждает, что она была ему подарена, нужно сказать ему следующее: «Я могу представить, как сильно тебе захотелось куклу, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили».

Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство «за компанию».

В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми.

В подростковом возрасте все гораздо серьезнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и ваши уверения, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположное действие. Подросток отдалится от вас и начнет скрывать, с кем и как он проводит время. Кроме того, совершение краж в определенных компаниях повышает авторитет в глазах товарищей. Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Приглашайте их домой, по возможности познакомьтесь с их родителями.

Самое главное — ненавязчиво создайте приемлемый круг общения для ребенка. Об этом надо позаботиться, пока он еще маленький. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники, какой-то клуб, кружок, секция — словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Несколько слов о профилактике

Доверительная беседа — лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

Его активность хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, у него обязательно появится хоть один друг.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как

хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в группе/ семье — за младшего брата, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д.

Постепенно передавайте ему дела, делитесь с ним ответственностью. Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющиеся.

Когда ребенок часто ворует, это перерастает в дурную привычку. Если он ворует за пределами дома/семьи — это уже потакание своим порочным желаниям. Если ворует ребенок старшего возраста — это черта характера.

Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом и чаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы, подумайте, как на его месте поступили бы вы.

Ребенок должен знать, может ли он рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.

 

Психолого-педагогические рекомендации педагогам,

патронатным воспитателям (взрослым),

как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);

Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но…»);

Переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок-подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение.

Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому.

Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации. Один из важных путей снижения агрессии — установление с ребенком обратной связи.

Для этого используются следующие приемы:

· констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);

· констатирующий вопрос («Ты злишься?»);

· раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

· обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

· апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последнее касается только конкретного проступка; ребенок/подросток должен понять, что взрослые любят его, но они против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Педагогам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции — раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность.

Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее.

Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого подростка.

5.Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

· публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

· не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

— предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

6. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка — демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма — бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом.

Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

— нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать — так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно — иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать — поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

· пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;

· внушение спокойствия невербальными средствами;

· прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

· использование юмора;

· признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие — искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

7. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией — уменьшить напряжение ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

· повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

· демонстрация власти («Воспитатель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);

· крик, негодование;

· агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

· сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

· негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

· использование физической силы;

· втягивание в конфликт посторонних людей;

· непреклонное настаивание на своей правоте;

· нотации, проповеди, «чтение морали»;

· наказание или угрозы наказания;

· обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, …», «Ты никогда не…»;

· сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);

· команды, жесткие требования, давление;

· оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов,

патронатных воспитателей по работе с подростками.

При высоком уровне тревожности:

• Формировать у воспитанников чувство уверенности в успехе.

• Учить правильно анализировать свою деятельность.

• Способствовать повышению самооценки ребёнка, чаще хвалить его, но так чтобы знал за что.

• Чаще обращаться к ребенку по имени.

• Не предъявлять к воспитаннику завышенных требований.

• Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний.

• Чтобы понизить уровень тревожности, необходимо повышать самооценку, обучать детей управлять собой в конкретных ситуациях, научить снимать мышечное напряжение, избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Нельзя подгонять и торопить их, также необходим массаж, растирание тела, техника глубокого дыхания. С высоким уровнем фрустрации:

• Повышать самооценку.

• Учить правильно, оценивать свои возможности и ставить перед собой реальные цели.

• Повышать и поощрять инициативу таких воспитанников.

• Подчеркивать достоинства другого и показать, что ребенок имеющий высокий уровень фрустрации может также достичь этого.

• Не сравнивать воспитанника с другими детьми, а сравнивать его с самим собой.

• Воспитателям интересоваться проблемами ребенка, помогать достигнуть желаемой цели.

При высоком уровне агрессии:

У агрессивных детей необходимо формировать способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию.

• Помнить, что в состоянии гнева у любого человека происходит нарушения пищеварения, в результате может возникнуть сначала острое, затем хроническое воспаление кишечника (колит);

• Во-вторых, усиливается нагрузка на сердечнососудистую систему, что приводит к нарушению (росту кровяного давления в сосудах (гипертонии);

• В-третьих, помнить, что в состоянии гнева человек может нанести вред здоровью человека, в частности, вызвать у него страх или ответную вспышку гнева. • Необходимо помнить, что частые приступы агрессивности со временем могут превратить в устойчивую черту характера, что приводит к конфликту с окружающими, потере друзей — к одиночеству.

К простейшим методам понижения эмоционального возбуждения относятся:

A) Переключение внимания на нейтральные темы — умение представить ситуацию покоя, используя любимые стихи, успокаивающую музыку и т. д.

Б) Самоубеждение — умение проанализировать сложившуюся ситуацию, убедить себя в несерьезности собственных переживаний. Применять формулы успокоения «Для меня это не очень важно», «Я все могу»

B) Дыхательные упражнения — вдох делать примерно вдвое длиннее выдоха (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд);

Г) Наиболее полезны упражнения па растягивание мышц, на расслабление (типа потряхивания);

Д) Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица (1 — надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы; 1- поочередно надувать то одну, то другую щеку, то обе вместе).

Ригидным

• Поощрять творческие инициативы ребенка.

• Активнее расширять знания об окружающем мире, посещать выставки и мероприятия, связанные с научно- техническими достижениями во всех областях нашей жизни. Показывать и объяснять положительные изменения в нашей жизни (лапти и современная обувь…)

Психолого-педагогические рекомендации по формированию конструктивных навыков общения у педагогов,

патронатных воспитателей.

*Основой для эффективного взаимодействия с детьми различного возраста являются эмоциональные отношения, которые строятся на привязанности ребенка и ответных чувствах взрослого.

*Открытая, позитивная коммуникация идет на пользу не только детям, но и каждому взрослому.

*Если дети растут в напряженной обстановке и часто слышат, как ругаются взрослые, а тем более когда сами попадают под «горячую руку», возникновение коммуникативных трудностей неизбежно.

*Частое навязывание детям своего мнения и амбиций — совершенно неприемлемые средства.

*Каждый нестандартный детский поступок взрослые воспринимают с агрессией и сопротивлением, а любая неудача превращается в их глазах в катастрофу мирового масштаба. Подобная реакция педагогов, которые имеют авторитет в жизни ребенка, заставляет его замыкаться в себе.

*Педагогу/взрослому очень важно найти формы налаживания и поддержания контактов с детьми подросткового возраста (поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни). Подросток испытывает потребность в поддержке.

*Большое значение имеют единые педагогические требования к подростку. Важна аргументация требований, исходящих от взрослого.

Типичные ошибки при общении:

— Призывы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Чтобы больше я этого не слышала!», «Замолчи!». Взрослые, таким образом, сообщают о том, что не желают вникнуть в проблемы ребенка, не хотят оказать ему помощь в проявлении его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и «брошенности в беде». В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.

— Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду»; «Ещё раз это повторится, и я возьмусь

за ремень!». Чаще всего угрозы бессмысленны, так как не содержат информации о том, как можно исправить ситуацию.

— Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести как подобает»; «Ты должен уважать взрослых». Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Они лишь чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего всё вместе взятое.

— Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи …», «Я бы на твоём месте дал сдачи». Дети не склонны прислушиваться к подобным советам, а иногда они открыто восстают. За негативными реакциями ребёнка стоит желание быть самостоятельным, принимать решение самому. Взрослые как бы сообщают ему, что он ещё мал и неопытен, а они умнее его, имеют большой опыт.

— Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции». Иногда мы говорим так: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки»; «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки»; «Сколько раз тебе говорила!». И здесь дети в лучшем случае перестают слушать взрослых.

— Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!»; «Всё из- за тебя»; «Зря я на тебя понадеялась». Никакой воспитательной роли эти фразы не играют. Они вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с воспитателями.

— Обзывание, высмеивание: «Плакса – вакса», «Какой же ты лентяй!». Всё это лучшие способы оттолкнуть ребёнка и «помочь» ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «Ну и буду таким».

— Догадки, интерпретация: «Я знаю, это всё из-за того, что ты …»; «Наверное, опять подрался». За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

— Выспрашивание, расследование: «Нет, ты всё-таки скажи»; «Что же всё-таки случилось?»; «Я всё равно узнаю».

Лучше постараться вопросительные предложения заменить утвердительными. Например, вместо «Почему ты злишься?» лучше сказать: «Я чувствую, что ты злишься». Для переживающего ребёнка эта разница велика: вопрос звучит как

холодное любопытство, а утвердительная фраза – как понимание, сочувствие и участие.

— Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Ничего страшного». Ребенок слышит в этом пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживаний. За многими трудностями взаимодействия с ребенком стоит привычка определенным образом представлять себе ребенка, оценивать его особенности, привычка общаться с ним в определенной манере.

Основные правила общения с детьми:

Нужно стремиться искать пути понимания и построения добрых отношений.

Взрослые могут обеспечить их, становясь доступными для своих детей, особенно когда у них возникают какие-то вопросы или они просто хотят поговорить.

Во время разговора с детьми взрослым следует быть осторожными в том, что они говорят и как они это говорят. Все, что взрослые говорят своим детям, указывает на то, что они чувствуют по отношению к своим детям.

Взрослым необходимо постараться устранить такие проявления, как крик, наказание и кажущееся безразличие. Такое поведение мешает эффективному общению. Постоянно кричать на детей – это значит эмоционально их подавлять. Ребенок уходит в себя, становится замкнутым или принципиально непослушным.

Не менее важно научиться общаться на уровне вашего ребенка. Когда взрослые общаются с детьми, им важно спуститься до их детского уровня как словесно, так и физически.

Внимательно слушать – это навык, которому необходимо учиться и практиковаться его использовать. Он является неотъемлемой частью эффективного общения. Когда взрослые слушают своих детей, они выражают свой интерес к ним, увлеченность их высказываниями.

Для эффективного общения необходимо «двустороннее движение». Воспитатели всегда должны быть готовы поделиться своими мыслями и чувствами. Выражая свои мысли и чувства, они могут многому научить своих детей, например, ценностям и морали. Чем больше

воспитатели открываются своим детям, тем больше их дети будут открыты для них.

Планируйте и регулярно проводите групповые встречи/семейные встречи или выделяйте время для общения. Можно использовать различные варианты: например, совет группы/ семейный совет. Совет может созываться, например, раз в неделю и/или когда есть что-то, что группа/семья должна обсудить вместе. Можно использовать время для встреч, чтобы наладить повседневную жизнь, например, распределить работу по дому, чтобы высказать обиды, жалобы, недовольство и поговорить о существующих проблемах. Это время можно провести и за разговором о позитивных моментах, которые произошли в течение последней недели.

Помните: хорошие коммуникативные навыки способны принести пользу на всю жизнь.

Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей,

патронатных воспитателей.

foto-s-rukami

Как повысить учебную мотивацию у воспитанников детского дома.

Как необходимо мотивировать ребенка к учебе, как прививать уважение (любовь) к самому процессу обучения, какие есть стимулы и поощрения.

1. Обсуждайте с вашим ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает реальные подробности.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание, которое он должен сделать.

4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что он тратит, по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.

5. Поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома, в школе. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо зачет (контрольную/самостоятельную работу, диктант и т.д.)

8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь.

9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку.

10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу), которая может быть достижима за относительно короткое время (недели), что поможет воспитателю и ученику быстро увидеть первые позитивные результаты.

13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

14. Чётко и своевременно отслеживайте результаты деятельности ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей группе и др.). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

20. Уважайте (любите) ребенка.

«Как относиться к отметкам ребёнка»

  •  Не ругайте ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
  •  Сочувствуйте ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
  •  Не заставляйте ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
  • Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
  •  Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
  •  Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
  •  Поддерживайте ребенка в его, пусть не в очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
  •  Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее запоминается ребенком надолго и хочется его повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

1. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен теплый эмоциональный контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

2. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения.

3.Уважайте личность каждого

ребенка.

4. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

5. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

6. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

7. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

8. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

9. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

10. Правильно преподносите содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

11. Изменяйте методы и приемы обучения.

12. По возможности старайтесь на уроке чаще обращаться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректируйте непонятное или неправильно понятое.

13. Ставьте оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока).

14. Постоянно и целенаправленно занимайтесь развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

15. Старайтесь, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

16. Всеми возможными способами пробуждайте в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

17. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

18. Создавайте ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

19. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

20. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

21. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

22. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

23. Необычная форма преподнесения материала.

24. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

25. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

26. Выясните, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработайте с проблемными сторонами.

27. Применяйте новые информационные технологии.

imageВоспитание без насилия

Почему некоторые взрослые способны поднять руку на ребёнка?

Побои – не метод воспитания. Пощёчинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьёшься.

Телесные наказания и битьё детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.

Речь здесь идёт не только о том, что такое поведение аморально и несправедливо. Оно – также непедагогично и неэффективно. Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенными методами воспитания и вызывают только ответную жестокость.

Возможно, телесные наказания и служат взрослому разрядкой от накопившегося гнева, но ребёнка они ничему не учат. Только унижают, оскорбляют, раздражают его.

Почему бьют детей?

Физические наказания – явление, распространённое во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят обидеть детей, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка и считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный. Но, несмотря на такую убеждённость, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.

В оправдание телесных наказаний взрослые обычно приводят самые разные аргументы:

* «Пусть ребёнок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьёзное» (но как раз серьёзный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).

* «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали, припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребёнка, которого бьют).

* «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребёнка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).

Реакция на побои бывает у детей самой разной:

1. Маленький ребёнок, которого ударили, зачастую начинает плакать ещё громче.

2. Ребёнок, которого бьют, чувствует себя оскорблённым и униженным.

3. Ребёнок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его развития.

Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.

Ребёнку важно чувствовать, что взрослые желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения взрослого.

У тех, кого в детстве били душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства боли и обиды и во взрослом состоянии.

Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Чтобы воспитать ребёнка и установить с ним доверительные отношения, то попробуйте воспользоваться такими психологическими приёмами:

-каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром;

-давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;

-не принуждайте его, а постарайтесь объяснить, почему нужно сделать так, а не иначе;

-уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть его дневник, прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок против);

-не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, осёл и т.д.)

-не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.);

-помните, что не одобрять только можно поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»);

-почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты думаешь?» «А как бы ты поступил?»);

-предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);

-после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть;

-нельзя наказывать больного ребёнка;

-если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, порядок в комнате и т.д.)

-заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером …»)

— предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным, ответственным за какое-то дело;

-никогда не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;

-будьте последовательны в своих требованиях;

1497959-img-penny-marketЧеловека делают человеком

светлые воспоминания детства.

Ф. М. Достоевский